[ Главная [ Аккорды [ Песни в Midi ]  [ Резюме ]  [ Информация с mumiytroll.com ]  [ Фото выставка ]
 

Статья из Мира Развлечений, октябрь '97

 

ПРЕДЫДУЩАЯ

СЛЕДУЮЩАЯ

   

Его глумливая интонация и странноватые поступки - в частности, то, как он острыми ножницами срезал локоны у красивых девиц, сразу пришлись по вкусу московской публике, давно ждавшей чего-то подобного. Аж дух захватывало, когда он, крутя перед носом зрителей двумя опасными бритвами, пел о "парочке простых и молодых ребят". Впечатление - будто эта парочка молодых (да ранних) cейчас сама "замочит" бедного маньяка, с особой дерзостью и цинизмом, прямо в той подворотне, где он их поджидал. Вот оно, очарование молодости! Кому же не хочется прирезать маньяка! Так начинался ажиотаж, подогретый выходом компакта "Морская" (которого, кстати, на всех не хватило) - первого полноценного диска группы "Мумий Тролль", признанного главным музыкальным событием прошедшего лета по всем статьям: музыке, текстам, качеству.

Трудно поверить, что еще совсем недавно ныне такой жизнерадостный и деятельный Илья Лагутенко хотел поставить на музыкальной карьере жирный крест. И ничего удивительного не будет в том, если он в ближайшее время сочинит что-нибудь в духе "Куда же вы, гады, раньше смотрели" - историю группы легкой не назовешь. Но после всех взлетов и падений "Мумий Тролль" выглядит удивительно) свежо, вот образец совершенно новой группы, без идеологии, без слезоточивых песен о любви и занудных умствований, без "армий" фанатов. Однозначная, как шаровая молния, чистая форма. Да еще находящаяся черт знает где - в Лондоне.

"МТ" совершенно революционным образом преодолел самую главную засаду нашей сцены - Слово. Приходится признать, что вряд ли тексты рок-, а тем более поп-музыки нашего времени выйдут когда-нибудь в золотом переплете. Слишком уж они ориентированы на некий стандарт "хорошего текста". Безусловно, есть исключения: Мамонов, Шумов... Да та же "Гудбай, Америка" (по "отфонарности" наиболее близкая творчеству "Мумий Тролля").. "Гуд бай, Америку", равно как и "Девочку", можно просто орать на улице и при этом не чувстсвовать себя идиотом. Тут мы остерегаемся говорить о новаторстве, так как "Ой, мороз, моро- о-о-з", нестройно доносящийся по ночам из двора, и "Владивосток две тыщщщи" - вещи по сути схожие. Короче, что говорить - душа поет. Получается так, что живущий в Англии пижон, похожий то ли на ехидного упырька, то ли на проказливого ангела, стал чуть ли не выразителем русского духа. Pro Patria!

Ранний Гребенщиков притягивал загадочной непонятностью текстов (то, что фанаты иной раз "недогоняли" смысловой глубины, оправдывает довольно юный возраст самой преданной их части). С Лагутенко - похожий случай. Его тексты абсурдны, лаконичны и одновременно образны настолько, что производят тот же эффект БГ, но с точностью до наоборот, (сравнить БГ и "МТ" - все равно что сравнить Горького с Хармсом). Они полярны, как Солнце и Луна (которые, как известно, "не враждуют на небе")

Рок-н-ролльная интервенция во Владивостоке произошла в 1957 году, когда нагрянули спортсмены Мельбурнской олимпиады. Они-то и привезли с собой абсолютно непонятную, неслыханную музыку. Аборигены тогда так прибалдели, что в городе стали появляться первые бит-группы. А примерно лет через десять в интеллигентной семье: отец - архитектор, мать - знаменитый в городе модельер, - появился на свет Илья Лагутенко. Ему-то и суждено было стать лидером теперь уже легендарной группы "Мумий Тролль" (тогда еще - "Муми Тролль"). Он всегда был белой вороной: то шарфик какой-нибудь повяжет - хоть стой, хоть падай, то челку выкрасит в белый цвет. Друзья иногда его просто сторонились, слишком уж экстравагантно он выглядел. Но потом попривыкли, и в их кругу он даже диктовал моду. В музыке в то время расцветало романтическое течение, ребята росли под Duran Duran и Dеpeсhе Моdе, в дискотеках же, напротив, крутили "оттаван-чингизхан". Да еще моряки из дальних стран привозили виниловые пластинки производства Сингапура, жесткие и тяжелые как метательные диски. Если постараться, то можно было поймать радиостанцию для американских солдат, должно быть, дислоцировавшихся на авианосцах где-то неподалеку от рубежей Родины. Короче, в головах молодежи царила сплошная мешанина. Вдобавок, мама Ильи Лагутенко (кстати, до сих пор одна из красивейших женщин Владивостока) подбрасывала ему записи Dеер Рurplе и Led Zeppelin. Все это не могло не повлиять на юного Илью. Неокрепшие, но талантливые мозги стали являть на свет песни одну за другой. Сам Илья, вспоминая об этом сумасшедшем времени, говорил, что "Мумий Тролль" - группа не музыкантов, а меломанов: "Мы складываем у себя в головах коробочки с кассетами, и, когда приходит время писать альбом, эти кусочки разных записей всплывают на поверхность".

Ему едва исполнилось пятнадцать, а "Кассетный мальчик", "Девочка эмансипэ", "Аллоу, попс!", песни с магнитоальбома "Новая луна апреля" уже не только гремели на городских дискотеках, но и, докатившись до Москвы, попали в поле зрения, а точнее в область слуха; мэтра рок-критики Артемия Троицкого, который увековечил "Мумий Тролль" на страницах, своего фундаментального труда "Рок в СССР". А в это время на родине героя гражданином Лагугенко со товарищи стал мягко интересоваться местный КГБ. Но ребята косили под придурков, на все вопросы отвечали "угу", и их оставили в покое.

1985 - 1987 годы - пик популярности "Мумий Тролля" во Владивостоке, при том что официальный концерт был всего один. Вскоре после выступления Лагутенко забрали в ряды "непобедимой и легендарной", где он с кайфом проводил время в составе малочисленного гарнизона на Богом забытом тихоокеанском острове. По возвращении из "рядов" "Мумий Тролль" записал еще один магнитоальбом, не ставший слишком популярным из-за сложных текстов. К тому же Владивосток - такой город, где все сначала воспринимается на "ура", но так же быстро забывается. "Мумий Тролль" забыли, да и время поменялось. После ряда неудач группа сменила название, и мультяшный зверек "Муми Тролль", обозлившись, мутировал в "Мумий Тролля" (очевидно, в Тролля всех мумий). С этого момента, возможно, и началась новая история группы. Но тогда все еще было впереди: и выход компакт-диска, и приз за клип "Утекай" на фестивале "Поколение". Илья, обладая необходимой для музыканта долей мании величия, в конце концов обиделся, бросил все и умотал в Китай набираться новых впечатлений. Благо к тому времени успел закончить факультет страноведения Дальневосточного института и по-ихнему, по-китайски то есть изъясняться умел. Там, путешествуя на "собаках" (электрички) и автостопом, он набирался китайской мудрости, пока судьба не заброcила его в Лондон. Он с женой и ребенком спокойно живет в Брикстоне, в двухкомнатной квартире. Что-то там переводит для российских бизнесменов, но Лагутенко не был бы главным "Мумий Троллем", если бы не писал песни. Писать "для себя" он не переставал никогда. "Девочка" - это 1993 год. "Утекай" - 1992-й. Творчество для него - процесс естественный. Вот тут-то и настиг его старый школьный друг Леонид (Лео ) Бурлаков. Он полгода уламывал Лагутенко записать новый альбом. Тот помялся и наконец прислал черновой материал - песню "Вдруг ушли поезда ". Получив восторженный ответ, Илья воодушевился. Неистовый меломан Бурлаков рисковал страшно, грохнув на новый проект все заработанные за полтора года деньги.

Поезда оказывается, не ушли и последний рывок "Мумий Тролля" оказался на редкость удачным. Вот так и получилось, что в лондонской студии Alaska всего за 13 дней произошла запись альбома "Морская". На диске нет ни одной "проходной песни", все как на подбор: "Девочка", "Владивосток 2000"... - короче, полный "Утекай" и сплошной улет. Звукорежиссер Крис Бэнди прыгал от радости и даже подпевал музыкантам во время записи. Представляете, серьезный человек, лондонец, работавший с The Cure и Rolling Stones...Привезенный из Туманного Альбиона материал разослали по студиям звукозаписи. Ответ от Александра Шульгина пришел буквально на следующий день, и тут же было решено выпустить диск на "Бекар рекордз". Назавтра позвонили еще из двух крупнейших фирм, но увы, оказалось - поздно. Успех был предрешен. Впрочем, Шульгин занимается только раскруткой "МТ" в России, на звучание он влияния не имеет - это оговорено официально.

"МУМИЙ ТРОЛЛЬ" не нуждается в помощниках. У Ильи настоящее чутье на хорошую песню. И не только. Когда в октябре прошлого года он принес Леониду Бурлакову проект оформления компакт-диска, тот удивился: "Что это такое? По цвету похоже на дерьмо. Такую пластинку никто не купит". Илья невозмутимо ответил: "Ты попривыкни пару месяцев". И действительно, все потом говорили, что более стильного компакта в жизни не видели. Оказывается, эти цвета уже три десятка лет присутствуют в декорациях бродвейского мюзикла "Сайгон" и стали почти каноническими. Продюсер, узнав об этом, подумал: "Ну его на фиг, пусть делает, что хочет".

Когда у Ильи готова новая песня, он сначала идет к жене и получает массу комплименттов, это его настораживает и он несет песню Крису. Тот нехотя отвечает: "That's good, but I don't know" ("Н-н-ууу, ничего себе...") Так рождается истина. Но последнее слово всегда за Лагутенко - это он в группе великий жрец.

Вокруг "Мумий Тролля" ходит множество слухов. Говорили даже, что принцесса Диана раэыскивала записи группы. Или что Илья - воинствующий гомосексуалист. Конечно, это неправда. В Лондоне группа живет тихо- мирно, у всех дети. Илья общается с коллегами из Рrodigy, которых знает еще со времен, когда они не были так популярны, дружит с музыкантами из Red Snapper. Знаком с Боем Джорджем.

"Мумий Тролль" сейчас самая модная группа в России. Совершенно очевидно - мы получили команду европейского уровня. Но это не предел. Есть информация, что песней "Шамаманы" с нового альбома заинтересовался один крупный британский музыкант и продюсер. Вполне возможно, что мечта юного школьника Ильи Лагутенко, когда-то давным -давно вычерчивавшего на карте мира маршруты своих будущих турне, может стать реальностью. Остается единственная опасность, что группа просто не выдержит величины собственного потенциала. Как ни странно, у всех крупных звезд в этой стране есть какой-нибудь изъян, чем-нибудь да не выйдут. То со вкусом не все ладно, то фигура не та...

"Мумий Тролль" на их фоне выглядит уж слишком хорошо, слишком стильно, даже страшно. Рабочее название нового альбома музыкантов "Порог Риска" - симптоматично. Диск, по их словам, в сравнении с предыдущим зазвучит совершенно по-новому и уже в середине осени будет представлен на фирму грамзаписи. А пока Илья Лагутенко и его команда не вылезают из Лондонской студии, где проводят тяжелые творческие будни. Сейчас только ленивый не пишет про "Мумий Тролль". Пишут страстно, в духе русской литературы - серьезно и тяжело. Илья, добившийся внимания прессы, смотрит с глянцевых страниц "новых толстых" журналов и предстает перед читателем то как "разделивший поколение 90-х на отцов и детей" (о, нравы!), то, наоборот, как связь поколений (интересно, какая связь?). Его широкая улыбка кажется почти мистической, неся заряд странной и мощной энергии, грозящей разрушить монополию растиражированных попсовиков и пожилых рокеров. Только клыков не хватает. Пишут серьезно, потому что растерялись, - "МТ" и впрямь не подходит ни под одну категорию нашей музыки: ни под прогрессирующую попсу, которая, надо отдать должное, медленно, но верно приобретает человеческое лицо, ни под старый "неподкупный" рок поколения "АССЫ", потому что "МТ" не тенденция, которую можно более-менее отследить, - они, кажется, перескочили через целый этап. Пожалуй, во всех суждениях есть доля истины. Лагутенко действительно что-то сделал с нынешним поколением. А может быть, поколение поменялось (или изменилось?).

Михаил Никифоренко.
Использовано фото из архива Ильи Лагутенко