[ Главная ]  [ История ] [ Аккорды ] [ Песни в Midi ] [ Резюме ] [ Фото выставка ]

     Предыдущий  Бывшие участники      

Александр Кушнир - пресс-аташе

Neo 5' 2000
Андрей Юдин

"Мумий Тролль" под прессом Кушнира

"Мумий тролль" сегодня - это не просто Илья Лагутенко и его музыканты. Это самая настоящая империя. Со всей положенной шоу-бизнесу инфраструктурой. У "МТ" есть продюсер, роуд - менеджеры, фан - клубы со своими печатными изданиями, интернетовский web-мастер и, наконец, свой пресс-атташе. Вот уже несколько лет эту хлопотную должность занимает известный московский журналист и музкритик Александр Кушнир. Человек, занесенный в справочник "Кто есть кто в современной культуре", и интересный и весьма ироничный собеседник.

Neo: Саша, сколько тебе лет и что ты окончил?
А.К.: Мне тридцать восемь, окончил мехмат МГУ.

Neo: В рок - тусовке давно?
А.К.: Ну, где-то серьезно можно отсчитывать с Подольского фестиваля, с 1987-го года. Под мощнейшим впечатлением этого "советского Вудстока" я начал писать статьи в самиздатовскую прессу. Это были культовые на тот момент "Урлайт", "КонтрКультура", "Ересь", киевский "Гучнамовец", ростовский "Ура! Бум-бум!". Добрый десяток изданий. До этого были публикации, но я не склонен их серьезно воспринимать...

Neo:Как случилось, что ты стал пресс-атташе "Мумий тролля"?
А.К.: Это было до начала записи альбома "Морская". Мы встретились с Бурлаковым, уже не в первый раз. До этого он мне давал записи владивостокских групп. Смешно, но МТ там не было - "Депеша", "Опиум", "Туманный стон", "Седьмой прохожий", Саша Демин... А потом Бурлаков нашел меня и поставил демо-кассету, на которой было всего шесть песен. Я их помню - "Забавы", "Девочка", "Утекай", "Скорость", "Роза Люксембург" и что-то еще.

Neo:Кем ты был в тот момент? Вольным художником?..
А.К.: Да, такой freelance journalist. Но достаточно рейтинговый. Я писал в ряд московских газет - в "Неделю", в "Московскую правду", "Живой звук", в журналы "Амадей", Harpers Bazaar и другие. Без постоянной службы в штате, что позволяло иметь развязанные руки и маневрировать.
Начинались наши отношения с "МТ", конечно, как игра. После прослушивания "демо" я сказал Бурлакову, что тот тираж "Морской", который планировался - 10-15 тысяч кассет - мы не продадим, что это безумие полное. Но тем не менее, было интересно поиграть в безумные игры. Вот, наверное, с этого все и началось.

Neo:Ты всех приятно удивил оперативностью выхода своей книги "Правда о мумиях и троллях". Как родилась задумка и как работалось над книгой?
А.К.: Тупые пресс-конференции, тупые журналисты, тупые вопросы... Просто надоело! Вот и вся идея. Можно назвать ее словом "концепция".

Neo:Сколько времени ты над ней конкретно работал?
А.К.: На одном дыхании. Может быть, один-два месяца непосредственной работы за компьютером.

Neo:То есть заперся наглухо и...
А.К.: Да не дают мне запереться наглухо! Очень уместна будет, думаю, аналогия с Ван-Гогом. История была следующей. Художник очень дорого продал свою картину, а покупателю стало известно, что он картину эту рисовал всего два часа. Соответственно, был показательный суд. Ван-Гог сказал: "Да, ваша честь, я действительно рисовал ее два часа..." - Пауза. - "И всю жизнь!" Поэтому книга писалась очень быстро, всего два месяца. А подводная часть айсберга состоит из сотен интервью Ильи как автору книги, так и на региональных радиостанциях, всевозможных пресс-конференциях в каком-нибудь Крыжополе. Собрался большой аудиоархив. Оригиналы этих кассет, кстати сказать, хранятся в Лондоне, а дубли - у меня, в Москве. Потому что это достаточно ценная вещь.

Neo:Как часто ты ездишь с группой?
А.К.: Когда есть свободное время, интересные концерты в крупных городах. Во время тура я стараюсь раз в месяц выехать. И стараюсь не пропускать питерские концерты.

Neo:В Лондоне ты был?
А.К.: В Англии группа самодостаточна и без пресс-атташе. Она там работает, а не пи...ит.

Neo:Ты ощущаешь на себе растущую международную популярность МТ?
А.К.: О, да! Конечно! Нам очень часто приходят денежные переводы, часть из которых - по договоренности с группой - я смело присваиваю себе. Скажу честно, не всегда эти переводы в рублевых единицах. Вот это, наверное, и есть международная популярность.

Neo:Это серьезный разговор? Или ты пародируешь манеру Ильи отвечать на вопросы?
А.К.: Это совершенно серьезный разговор! Есть же контактный адрес... Последний перевод вообще не влазил ни в какие ворота - эстонские деньги!..

Neo:Eesti kronen... Эстонские кроны.
А.К.: Да, да, да! Такие синенько-голубенькие. Мы выяснили, что суммы гонорара вполне хватит на покупку ликера Vanna Tallinn.

Neo:Ты помогаешь придумывать какие-нибудь хитрые рекламные ходы? Например, в клипе "Невеста" мелькнули "Жигули" с номером 05-02. Оказывается, так зашифрована дата выхода нового альбома "Точно ртуть алоэ" - 5-е февраля...
А.К.: Нет, это целиком идеи либо Лагутенко, либо Бурлакова. То есть группа, я повторяю, вполне самодостаточна, они и без Кушнира вполне проживут. Просто иногда бывает, что нужен мостик между группой и масс-медиа... Я скажу так: очень долго было такое убеждение - может быть, эту фразу NEO наберет крупным шрифтом, - что МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ В РОССИИ ПИШУТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ МУЗЫКАНТЫ ИГРАЮТ. Интересная точка зрения. И часто она была оправдана. Думаю, для "Мумий тролля" десять лет назад и вплоть до середины 90-х это было актуально. Потому что были монстры, киты рок-музыки, которые плавно перевалили через рубеж 90-х и поплыли косячком в сторону айсберга. "Титаники" такие... А новой волны как-то не было, той, что представляют сейчас, скажем, Земфира, МТ, "Танцы минус", Маша Макарова, "Сплин", "Текиладжаззз"... И сейчас все чаще приходится сталкиваться с тем, что музыкальное мышление представителей вот этой, третьей уже, волны, к сожалению, часто опережает то, как на это реагируют журналисты. И это печально.

Neo:Кстати, есть ли города, запомнившиеся тебе профессионализмом журналистов, равно как и их бестолковостью?..
А.К.: "Топ-три" радиостанций следующий. Первое место я не вручаю никому. Второе место делят Свердловск и Челябинск. Я не помню названия радиостанций, у меня хранятся эти интервью - вели их девушки в прямом эфире, поэтому музыканты группы очень драйвово реагировали - аж искры летели... И на третьем месте - целиком и заслуженно - ваша New Wave.
Кстати, на New Wave со мной случилась забавная история. Я был в прямом эфире во время фестиваля "ВладиРОКсток", и у меня спросили, как я оцениваю выступления группы "Аквариум". Ну я и... "Тень Курта Кобейна нависла над стадионом во Владивостоке!.." Только закончился эфир, меня внизу ждала машина - и быстро-быстро надо было улетать из Владивостока. Каково же было мое удивление, когда в аэропорту меня ждала группа "Аквариум" в полном составе. И Борис Борисович ласково спросил: "Так тень кого нависла над стадионом?.." Как оказалось, когда "Аквариум" ехал в аэропорт, радио New Wave играло у них в автобусе. И весь мой вдумчивый бред на тему "гранжа" и своей группы они очень внимательно слушали. Причем от начала и до конца. Чего я себе представить не мог. Мне казалось, что New Wave - это такая местечковая радиостанция, которую там бабушки в наушниках ловят, с лыжными палками на медных проводах... А оказывается - эва! Вот они какие!

Neo:Ты общаешься с пресс-атташе других групп? Кто из них, на твой взгляд, лучший?
А.К.: К сожалению, культуры пресс-атташе, культуры пресс-конференции у нас нет. Я сейчас говорю не о конкуренции, потому что нет "лучше" и "хуже" - все разные. Но пока этой культуры нет, каждая группа выкручивается, как может.

Neo:Кстати, ты помогаешь по старой памяти "Туманному стону"? Никого еще не сосватал им в пресс-атташе?
А.К.: Насколько я могу, помогаю им сам. Потому что, опять же, к сожалению, крайне мало людей, которых можно порекомендовать и, соответственно, уверенно на них положиться...

P.S. Александр Кушнир - автор четырех книг - "Правда о мумиях и троллях", "Nautilus Pompilius. Введение в Наутилосоведение", "Золотое подполье. Полная иллюстрированная история самиздата" и "100 магнитоальбомов советского рока".

 

Использован материал сайта "Утекай Звукозапись" http://www.utekay.geomax.net