[ Главная ] | [ История ] | [ Аккорды ] | [ Песни в Midi ] | [ Резюме ] | [ Фото выставка ] |
Предыдущий | Бывшие участники |
Александр Кушнир - пресс-аташе
"Мумий Тролль" под прессом Кушнира
"Мумий тролль" сегодня - это не просто Илья Лагутенко и его музыканты. Это самая настоящая империя. Со всей положенной шоу-бизнесу инфраструктурой. У "МТ" есть продюсер, роуд - менеджеры, фан - клубы со своими печатными изданиями, интернетовский web-мастер и, наконец, свой пресс-атташе. Вот уже несколько лет эту хлопотную должность занимает известный московский журналист и музкритик Александр Кушнир. Человек, занесенный в справочник "Кто есть кто в современной культуре", и интересный и весьма ироничный собеседник.
Neo:
Саша,
сколько
тебе
лет
и
что
ты
окончил?
А.К.:
Мне
тридцать
восемь,
окончил
мехмат
МГУ.
Neo:
В
рок
-
тусовке
давно?
А.К.:
Ну,
где-то
серьезно
можно
отсчитывать
с
Подольского
фестиваля,
с
1987-го
года.
Под
мощнейшим
впечатлением
этого
"советского
Вудстока"
я
начал
писать
статьи
в
самиздатовскую
прессу.
Это
были
культовые
на
тот
момент
"Урлайт",
"КонтрКультура",
"Ересь",
киевский
"Гучнамовец",
ростовский
"Ура!
Бум-бум!".
Добрый
десяток
изданий.
До
этого
были
публикации,
но
я
не
склонен
их
серьезно
воспринимать...
Neo:Как
случилось,
что
ты
стал
пресс-атташе
"Мумий
тролля"?
А.К.:
Это
было
до
начала
записи
альбома
"Морская".
Мы
встретились
с
Бурлаковым,
уже
не
в
первый
раз.
До
этого
он
мне
давал
записи
владивостокских
групп.
Смешно,
но
МТ
там
не
было
-
"Депеша",
"Опиум",
"Туманный
стон",
"Седьмой
прохожий",
Саша
Демин...
А
потом
Бурлаков
нашел
меня
и
поставил
демо-кассету,
на
которой
было
всего
шесть
песен.
Я
их
помню
-
"Забавы",
"Девочка",
"Утекай",
"Скорость",
"Роза
Люксембург"
и
что-то
еще.
Neo:Кем
ты
был
в
тот
момент?
Вольным
художником?..
А.К.:
Да,
такой
freelance
journalist.
Но
достаточно
рейтинговый.
Я
писал
в
ряд
московских
газет
-
в
"Неделю",
в
"Московскую
правду",
"Живой
звук",
в
журналы
"Амадей",
Harpers
Bazaar
и
другие.
Без
постоянной
службы
в
штате,
что
позволяло
иметь
развязанные
руки
и
маневрировать.
Начинались
наши
отношения
с
"МТ",
конечно,
как
игра.
После
прослушивания
"демо"
я
сказал
Бурлакову,
что
тот
тираж
"Морской",
который
планировался
-
10-15
тысяч
кассет
-
мы
не
продадим,
что
это
безумие
полное.
Но
тем
не
менее,
было
интересно
поиграть
в
безумные
игры.
Вот,
наверное,
с
этого
все
и
началось.
Neo:Ты
всех
приятно
удивил
оперативностью
выхода
своей
книги
"Правда
о
мумиях
и
троллях".
Как
родилась
задумка
и
как
работалось
над
книгой?
А.К.:
Тупые
пресс-конференции,
тупые
журналисты,
тупые
вопросы...
Просто
надоело!
Вот
и
вся
идея.
Можно
назвать
ее
словом
"концепция".
Neo:Сколько
времени
ты
над
ней
конкретно
работал?
А.К.:
На
одном
дыхании.
Может
быть,
один-два
месяца
непосредственной
работы
за
компьютером.
Neo:То
есть
заперся
наглухо
и...
А.К.:
Да
не
дают
мне
запереться
наглухо!
Очень
уместна
будет,
думаю,
аналогия
с
Ван-Гогом.
История
была
следующей.
Художник
очень
дорого
продал
свою
картину,
а
покупателю
стало
известно,
что
он
картину
эту
рисовал
всего
два
часа.
Соответственно,
был
показательный
суд.
Ван-Гог
сказал:
"Да,
ваша
честь,
я
действительно
рисовал
ее
два
часа..."
-
Пауза.
-
"И
всю
жизнь!"
Поэтому
книга
писалась
очень
быстро,
всего
два
месяца.
А
подводная
часть
айсберга
состоит
из
сотен
интервью
Ильи
как
автору
книги,
так
и
на
региональных
радиостанциях,
всевозможных
пресс-конференциях
в
каком-нибудь
Крыжополе.
Собрался
большой
аудиоархив.
Оригиналы
этих
кассет,
кстати
сказать,
хранятся
в
Лондоне,
а
дубли
-
у
меня,
в
Москве.
Потому
что
это
достаточно
ценная
вещь.
Neo:Как
часто
ты
ездишь
с
группой?
А.К.:
Когда
есть
свободное
время,
интересные
концерты
в
крупных
городах.
Во
время
тура
я
стараюсь
раз
в
месяц
выехать.
И
стараюсь
не
пропускать
питерские
концерты.
Neo:В
Лондоне
ты
был?
А.К.:
В
Англии
группа
самодостаточна
и
без
пресс-атташе.
Она
там
работает,
а
не
пи...ит.
Neo:Ты
ощущаешь
на
себе
растущую
международную
популярность
МТ?
А.К.:
О,
да!
Конечно!
Нам
очень
часто
приходят
денежные
переводы,
часть
из
которых
-
по
договоренности
с
группой
-
я
смело
присваиваю
себе.
Скажу
честно,
не
всегда
эти
переводы
в
рублевых
единицах.
Вот
это,
наверное,
и
есть
международная
популярность.
Neo:Это
серьезный
разговор?
Или
ты
пародируешь
манеру
Ильи
отвечать
на
вопросы?
А.К.:
Это
совершенно
серьезный
разговор!
Есть
же
контактный
адрес...
Последний
перевод
вообще
не
влазил
ни
в
какие
ворота
-
эстонские
деньги!..
Neo:Eesti
kronen...
Эстонские
кроны.
А.К.:
Да,
да,
да!
Такие
синенько-голубенькие.
Мы
выяснили,
что
суммы
гонорара
вполне
хватит
на
покупку
ликера
Vanna
Tallinn.
Neo:Ты
помогаешь
придумывать
какие-нибудь
хитрые
рекламные
ходы?
Например,
в
клипе
"Невеста"
мелькнули
"Жигули"
с
номером
05-02.
Оказывается,
так
зашифрована
дата
выхода
нового
альбома
"Точно
ртуть
алоэ"
-
5-е
февраля...
А.К.:
Нет,
это
целиком
идеи
либо
Лагутенко,
либо
Бурлакова.
То
есть
группа,
я
повторяю,
вполне
самодостаточна,
они
и
без
Кушнира
вполне
проживут.
Просто
иногда
бывает,
что
нужен
мостик
между
группой
и
масс-медиа...
Я
скажу
так:
очень
долго
было
такое
убеждение
-
может
быть,
эту
фразу
NEO
наберет
крупным
шрифтом,
-
что
МУЗЫКАЛЬНЫЕ
ЖУРНАЛИСТЫ
В
РОССИИ
ПИШУТ
ЛУЧШЕ,
ЧЕМ
МУЗЫКАНТЫ
ИГРАЮТ.
Интересная
точка
зрения.
И
часто
она
была
оправдана.
Думаю,
для
"Мумий
тролля"
десять
лет
назад
и
вплоть
до
середины
90-х
это
было
актуально.
Потому
что
были
монстры,
киты
рок-музыки,
которые
плавно
перевалили
через
рубеж
90-х
и
поплыли
косячком
в
сторону
айсберга.
"Титаники"
такие...
А
новой
волны
как-то
не
было,
той,
что
представляют
сейчас,
скажем,
Земфира,
МТ,
"Танцы
минус",
Маша
Макарова,
"Сплин",
"Текиладжаззз"...
И
сейчас
все
чаще
приходится
сталкиваться
с
тем,
что
музыкальное
мышление
представителей
вот
этой,
третьей
уже,
волны,
к
сожалению,
часто
опережает
то,
как
на
это
реагируют
журналисты.
И
это
печально.
Neo:Кстати,
есть
ли
города,
запомнившиеся
тебе
профессионализмом
журналистов,
равно
как
и
их
бестолковостью?..
А.К.:
"Топ-три"
радиостанций
следующий.
Первое
место
я
не
вручаю
никому.
Второе
место
делят
Свердловск
и
Челябинск.
Я
не
помню
названия
радиостанций,
у
меня
хранятся
эти
интервью
-
вели
их
девушки
в
прямом
эфире,
поэтому
музыканты
группы
очень
драйвово
реагировали
-
аж
искры
летели...
И
на
третьем
месте
-
целиком
и
заслуженно
-
ваша
New
Wave.
Кстати,
на
New
Wave
со
мной
случилась
забавная
история.
Я
был
в
прямом
эфире
во
время
фестиваля
"ВладиРОКсток",
и
у
меня
спросили,
как
я
оцениваю
выступления
группы
"Аквариум".
Ну
я
и...
"Тень
Курта
Кобейна
нависла
над
стадионом
во
Владивостоке!.."
Только
закончился
эфир,
меня
внизу
ждала
машина
-
и
быстро-быстро
надо
было
улетать
из
Владивостока.
Каково
же
было
мое
удивление,
когда
в
аэропорту
меня
ждала
группа
"Аквариум"
в
полном
составе.
И
Борис
Борисович
ласково
спросил:
"Так
тень
кого
нависла
над
стадионом?.."
Как
оказалось,
когда
"Аквариум"
ехал
в
аэропорт,
радио
New
Wave
играло
у
них
в
автобусе.
И
весь
мой
вдумчивый
бред
на
тему
"гранжа"
и
своей
группы
они
очень
внимательно
слушали.
Причем
от
начала
и
до
конца.
Чего
я
себе
представить
не
мог.
Мне
казалось,
что
New
Wave
-
это
такая
местечковая
радиостанция,
которую
там
бабушки
в
наушниках
ловят,
с
лыжными
палками
на
медных
проводах...
А
оказывается
-
эва!
Вот
они
какие!
Neo:Ты
общаешься
с
пресс-атташе
других
групп?
Кто
из
них,
на
твой
взгляд,
лучший?
А.К.:
К
сожалению,
культуры
пресс-атташе,
культуры
пресс-конференции
у
нас
нет.
Я
сейчас
говорю
не
о
конкуренции,
потому
что
нет
"лучше"
и
"хуже"
-
все
разные.
Но
пока
этой
культуры
нет,
каждая
группа
выкручивается,
как
может.
Neo:Кстати,
ты
помогаешь
по
старой
памяти
"Туманному
стону"?
Никого
еще
не
сосватал
им
в
пресс-атташе?
А.К.:
Насколько
я
могу,
помогаю
им
сам.
Потому
что,
опять
же,
к
сожалению,
крайне
мало
людей,
которых
можно
порекомендовать
и,
соответственно,
уверенно
на
них
положиться...
P.S. Александр Кушнир - автор четырех книг - "Правда о мумиях и троллях", "Nautilus Pompilius. Введение в Наутилосоведение", "Золотое подполье. Полная иллюстрированная история самиздата" и "100 магнитоальбомов советского рока".
Использован
материал
сайта
"Утекай
Звукозапись"