[ Главная [ Аккорды [ Песни в Midi ]  [ Резюме ]  [ Информация с mumiytroll.com ]  [ Фото выставка ]
 

По дороге "Мумий Тролля"
Живой звук, декабрь 1997 года

 

ПРЕДЫДУЩАЯ

СЛЕДУЮЩАЯ

   

«Мы занимаемся тем, что насаждаем понятие честности и
опровергаем понятие нечестности. В этом наша главная миссия».
И.Лагутенко

Первые признаки надвигавшейся на страну мумиемании внимательное око музэкспертов зафиксировало еще весной, когда несметные полчища подростков оккупировали «Олимпийский» в преддверии разрекламированного выступления «Мумий Тролля» в рамках фестиваля «Максидром». Но заявленный в большинстве анонсов «Мумий Тролль» на сцене так и не появился.

Недостатка в домыслах и прогнозах не было. В частности, одна из версий заключалась в том, что музыканты группы ждали своего звездного часа целых пятнадцать лет - пусть, мол, теперь подождут другие. Мумиемания превратилась из виртуальной в реальную в день начала многомесячного осенне-зимнего тура «Мумий Тролля» по стране. У этого события есть точная дата - 2 октября 1997 года.

Первым под натиском «Мумий Тролля» пал Санкт-Петербург. Весь Невский проспект был увешан рекламными растяжками, извещавшими жителей о готовившемся нашествии. Боевые действия внутри Питера велись по всем правилам военной стратегии. Тут были и своя артподготовка, и свои бомбардировщики, и своя пехота. Сонный «Мумий Тролль» был атакован поклонницами уже в семь часов утра прямо на платформе Московского вокзала. Местные FM-станции каждые два часа крутили «Скорость» и «Владивосток 2000», кабельное телевидение транслировало «Утекай». К этому событию город готовился заранее. Журналисты, пришедшие на пресс-конференцио, воочию увидев Илью Лагутенко, долгое время были не в силах раскрыть рта.

Недавние выпускники журфака ловятся на эту простенькую приманку со сверхзвуковой скоростью. Чувствуя интеллектуальное превосходство, работники пера моментально расслабляются, не подозревая, какие «телеги» их ожидают впереди. Предельно естественный внешне, Лагутенко очень внимательно изучил опыт и ошибки своих коллег - начиная от Криспиана Милса и заканчивая Борисом Гребенщиковым. Илья закатывает глаза к небу и с невинным выражением лица начинает «впаривать». Темы различные - от книги рецептов вкусной и здоровой пищи от «Мумий Тролля» и заканчивая новым «Мумий Тролля», открывшимся на Красной площади. Самое смешное, что многие ему верят.

Но вернемся в Питер. Концерт в переполненном полуторатысячном зале ДК Горького слабо поддается описанию. Предварительный штурм этого очага культуры начался задолго до начала шоу. Помимо людской толпы, пытавшейся проникнуть внутрь здания по законным билетам, часть потенциальных зрителей решила прорваться на концерт через служебныйвход. Как выяснилось позднее, из близлежащего продуктового магазина в ДК Горького вел полуразрушенный подземный ход, прорытый то ли крысами, то ли местными меньшевиками еще в начале века. Часть толпы хлынула туда, правда, без особого успеха, поскольку весь их последующий маршрут напоминал неудачную попытку Армена Джигарханяна совершить покушение на Сталина в кинофильме «Тегеран-43».

Наиболее изобретательная часть публики, убедившись в бесплодности традиционных методов халявного попадания на концерт (водосточные трубы, крыши соседних домов, прыжки с парашютом и т.п.), вошла в здание прямо через стеклянную витрину.

Дебютное выступление «Мумий Тролля» началось с получасовым опозданием. На сцене не видно ни одного человека. Над окунувшимся в кромешную тьму залом вихрем нали проноситься какие-то вампирические звуки, подозрительно напоминавшие то скрип половиц в средневековом замке, то разговоры приведений в графском пруду. Где-то в районе оркестровой ямы из динамиков раздается кашель, скрип дубовых дверей и прочая мистика в духе спившихся лесных троллей.

Психоделическая атака на зрительское подсознание, доносившаяся с звукооператорского пульта, закончилась минут через двадцать. На сцене наконец-то включили свет, и зрители воочию увидели «Мумий Тролль» - правда, пока еще без вокалиста. Под дикие визги концерт открывается хард-роковой инструментальной темой с нового альбома. Молодежный задор, переизбыток энергии, исходящий от группы, недвузначно дает понять, что они готовы разнести этот ДК на куски. Другими словами, «Мумий Тролль» рвется в бой.

А дальше началось полуторачасовое шоу под названием «рок-бенефис Ильи Лагутенко». Лидер «Мумий Тролля», безусловно, лучший на сегодня шоумен России со времен раннего Кинчева. Пластичный, с неподражаемой мимикой и великолепной физподготовкой, он смотрелся на сцене как смазливый заводной чертенок. «На мой сценический имидж повлияла общая кар- тина концерта типичного симфонического оркестра, - откровенничает после выступления Лагутенко. - Дирижер машет палочками, а ударник бьет по тарелкам: «Бум! Бум!».

Но... шутки в сторону. Визуальная часть шоу была выполнена в духе «спортивного секс-эпила»: прыжки в длину и высоту («Так надо»), какие-то позы из арсенала восточных единоборств («Шамаманы»), имитация прыжков в партер «Роза Люксембург», хожденй на цапочках («Блудливые коты»), отжимание от пола и маршировка на месте («Мальчик-солдат»). Перевернутая микрофонная стойка, упершаяся основанием в подбородок Ильи, - как необходимый аксессуар а-ля «распятие Христа». Во время инструментальных проигрышей новый молодежный герой либо издавал на своей красной гитаре визгливые скрежещущие звуки, либо носился взад-вперед по краю сцены, успевая к микрофону за сотую долю секунды до начала очередной вокальной партии.

«В Лагутенко в первую очередь подкупает то, что он - настоящий и живой», - подвела резюме увиденному Настя Полева. «Мумий Тролль» в это время исполняли на бис «Забавы», и весь зал подпевал музыкантам стоя.

Через пару часов «Мумий Тролль» сыграл еще один концерт в ночном клубе на Невском. Как несложно догадаться, контингент ночной публики отличался от социального состава посетителей ДК Горького, как иллюстративный ряд к телепередаче «Два мира - два образа жизни». Глядя на этот равномерно жующий ресторан, грешным делом подумалось: «Все, это конец». Подумалось, как оказалось, зря. По ходу второго концерта несколько неожиданно выяснилось, что помимо очевидних достоинств «Мумий Тролль» обладает необходимой для любой уважающей себя рок-команды универсальностью. Как показали дальнейшие концерты, группа с равным успехом могла варьировать свою программу и для многотысячных дворцов спорта (в Киеве и Воронеже), и для типичных домов культуры (Москва, Одесса), и для ультрасовременных клубов (Рига, Калининград, Рязань), и даже для модной молодежи, целиком забившей ночной клуб «Бешеная волна» (Санкт-Петербург).

...Стильность группы, раскрученность основных хитов и личное обаяние Лагутенко сработали в питерском найт-клубе безотказно. Вся концертная программа «Мумий Тролля» (и сопровождавшие ее отвязные танцы у сцены) были внимательнейшим образом отсмотрены находившимися в зале Нилом Теннантом из Pet Shop Boys. Его комплименты, высказанные сразу после окончания шоу, не казались чем-то запредельным и сверхъестественным. А когда через несколько дней после концертов в Минске музыканты прочитали в местной газете статью с огромным заголовком «Мумий Тролль» - «Oasis» белорусского масштаба», они не слишком удивились. Просто в эти волшебные дни даже самые невероятные вещи воспринимались как нечто обыденное и закономерное. Говорят, что цыплят по осени считают. Эта осень стала для «Мумий Тролля» поистине золотой. Они, как никто другой, заслужили подобного успеха. Они шли к нему ровно пятнадцать лет.

Александр КУШНИР
Живой звук, декабрь 1997 года. С небольшими сокращениями.