[ Главная [ Аккорды [ Песни в Midi ]  [ Резюме ]  [ Информация с mumiytroll.com ]  [ Фото выставка ]
 

Сказка сказок
Журнал Harper Bazaar июль-август'97

 

ПРЕДЫДУЩАЯ

СЛЕДУЮЩАЯ

   
Глядя на лукавую улыбку и по-детски озорное лицо лидера Мумий Тролля Ильи Лагутенко, сложно поверить, что вскоре его группе исполнится пятнадцать лет. Их история напоминает добрую сказку со счастливым концом, прочитанную в глубоком детстве и неожиданно всплывшую в памяти спустя десятилетия. Они родом из Владивостока - странная группа с зигзагообразной судьбой, модной музыкой и непривычными текстами.

Не исключено, что именно "Мумий Тролль" разделит поколение-97 на "отцов и детей", став чем-то вроде теста на живость ума, интеллект и способность воспринимать нечто новое. Безусловно, они - наиболее яркое событие на тускловатой российской поп- и рок-сцене за последние несколько лет. Все началось с того, что песни "Мумий Тролля " с дебютного компакта "Морская" попали в "горячую десятку" нынешнего лета. Небывалый резонанс вызвали их шокирующие видеоклипы, один из которых - "Утекай" - выиграл на "Поколении-96" приз "Кадр года". Общественный интерес подогревало и то, что долгое время никто не видел их живых выступлений. Так что же это: новая для России (и типичная для Запада) формула раскрутки "группы-фантома" или проверенная столетиями тактика с засадным полком, эффектно примененная еще князем Дмитрием на Куликовом поле?

Первые слухи об этой загадочной дальневосточной формации просочились в загазованные советские мегаполисы в середине 80-х. Меломаны со стажем помнят их студийный дебют, когда на магнитофонах крутились хиты "Аллоу, попс! ","Новая Луна апреля", "Девушки эмансипэ", "Кассетный мальчик". Самим героям в тот момент было по неполных пятнадцать лет, и в их родном Владивостоке без этих песен не проходила ни одна дискотека. Под гул морского прибоя красавицы-яхты бороздили Тихий океан, лихие скейбордисты рассекали владивостокские микрорайоны и в их плэйерах звучал "Мумий Тролль". "Наушники заменят мне шапку в холода" - в раннем творчестве группы смешались юношеские откровения и эстетика "Банановых островов", "новая волна" и вздохи о том, что, "ночь прекраснее дня".

Генератором многих идей и создателем большинства композиций "Мумий Тролля" был Илья Лагутенко. Во время уроков он рисовал обложки будущих "взрослых" альбомов и размечал на карте США маршруты предстоящих выступлений. Основу группы составляли одноклассники Лагутенко: Алик Краснов (гитара, клавиши) и Володя Луценко (бас), а авторство части текстов принадлежало демонической личности по имени Леонид Бурлаков - человеку, который впоследствии стал для них чем-то вроде гибрида Малкольма Макларена и Ильи Кормильцева.

Небывалая популярность "Мумий Тролля" во Владивостоке объяснялась отчасти тем, что в этом "третьем центре футуризма в России" всегда было сильно развито романтическое начало. В городе, где лимонник - уже не лимон, но еще не конопля, где даже дождливой осенью набережная усеяна длинноногими девушками в мини-юбках и где "еще ни один человек не сделал на роке денег", их песни пришлись на редкость ко двору.

Иногда "Мумий Тролль" появлялся на концертах. "Нам очень хотелось делать шоу, - вспоминает Илья, превратившийся к тому времени из поющего гитариста в артистичного шоумэна. -Но мы очень несерьезная группа, и на сцене все скатывалось к импровизации".

Однажды утром Лагутенко проснулся в тельняшке матроса Тихоокеанского флота: "Мне всегда хотелось что-то изменить, но я не предпринимал для этого никаких шагов". Армейская служба оказалась одним из самых плодотворных периодов его биографии. Судьба забросила Илью на маленький островок в Тихом океане, где служили от силы человек двадцать. Рядовой Лагутенко стерег неработавшие радары, которые должны были пеленговать в воздушном пространстве СССР предполагаемые вражеские самолеты. Пока немецкий парень по фамилии Руст успешно приземлялся на Красной площади, Илья пачками писал новые песни. Море, солнце, чилимы, гребешки, письма с Большой Земли - что еще нужно для творчества?

В первый постармейский сезон они увлеклись созданием собственных клипов. Лагугенко ставил видеоопыты со светом и ветром, экспериментировал с макияжем, высветлял волосы и "отпустил" скрывавшую пол-лица челку. Приобретший основательные коммерческие навыки,Бурлаков в паузах между написанием песен виртуознейшим образом разорил родное мореходное училище и на вырученные деньги соорудил в одном из подвалов прогремевшую на весь Владивосток "Декада Студно". Летом 9О-го группа записала второй магнитоальбом. Новые песни стали взрослее, но для массового вкуса замысловатые мелодии "Мумий Тролля", сделанные в духе лучших образцов неоромантики и "новой волны", казались сложноватыми, а вызывающе эротические сюжеты выглядели дикими и надуманными.

Илья остро переживал неудачу. Иллюзии рухнули. Под давлением нарастающих проблем ("... песни в подвалах, упреки твои, что денег так мало") он теряет интерес к рок-н-роллу. Тогда казалось, что навсегда. "В чем были ошибки того времени? - рассуждает он спустя семь лет. - Мы слишком рано поверили в свою гениальность". Закончив факультет страноведения Дальневосточного университета, Лагутенко уезжает в Китай. Свободно владея китайским и английским, он проводит два года в Шанхае. Много рисует, сочиняет фантастические рассказы, изучает древние религии. Песни пишутся редко, преимущественно грустные. Одна из них - "Девочка" - впоследствии стала неким символом изящества для одних и черного юмора для других. От себя добавим, что никогда тема одиночества и любовных измен не решалась в отечественной рок-поэзии столь обаятельно-легкомысленно.

Насытившись китайской экзотикой, он отправляется на непостоянное местожительство в Лондон. В Мекке европейского рока Лагутенко чувствует себя как рыба в воде. Он знакомится со множеством музыкантов, параллельно подрабатывает на киносъемках. Остатки рок-группы зависают во Владивостоке - за исключением неугомонного Бурлакова. Бывший штурман-судоводитель, объехавший весь земной шар, сменил место дислокации на Москву и провозгласил себя "русским Ричардом Бренсоном (основатель "Virgin Records") - в надежде завалить страну пластинками с качественной рок-музыкой. Именно он нашел аргументы, убедившие Лагутенко вернуться в рок-н-ролл. "Моя задача - сделать из тебя второго после Гребенщикова терзателя душ, - не брезгуя терапевтическими методами, внушал разуверившемуся в "чистом искусстве" Илье его школьный товарищ.- Но ак их терзать, когда даже бандиты слушают рэйв, техно и айсид-хаус? Надо забыть,что группе уже более десяти лет, и выпускать первый компакт".

Немного нашлось в середине 90-х оптимистов, которые поверили в реанимацию исчезнувшей на несколько лет группы. Казалось, они окажутся красивой легендой, так и не успев стать историей. Но им удалось войти третий раз в одну и ту же реку. Поверивший в себя Лагутенко преобразился в считанные недели. Песни пишутся потоком, одна лучше другой: "Владивосток 2000", "Роза Люксембург", "Вдруг ушли поезда", "Утекай". Осознав, что запись нового альбома превращается в реальность, Илья в последний момент выдает еще два снаряда - "Скорость" и "Забавы". Последний куплет "Владивосток 2000 " дописывается прямо в студии - в присутствии приехавшего "на подмогу" из Владивостока Краснова и неизменного Бурлакова. Древняя теория о перспективах слияния российской духовности и западного технического потенциала воплотилась осенью прошлого года на записи дебютного компакта "Мумий Тролля". С помощью приглашенных английских музыкантов и звукорежиссераКриса Бэнди (работа с "Сurе")новые песни были "упакованы" в мелодичный гитарный звук, со вкусом стилизованный под самые актуальные образцы новейшей британской сцены. "Девочка", 'Утекай", "Воспитанник упавшей звезды" впечатляют не столько жесткими текстами или псевдотомными интонациями, сколько специфической, шокирующе- богемной образностью. К системе ценностей Лагутенко привыкаешь не сразу, но, когда это происходит, становишься ее пленником.

Лондонский туман рассеялся. В России раскруткой "Мумий Тролля" занялась одна из крупнейших пластиночных фирм "Веkаr Rесоrds". Говорят, что их песнями заинтересовался легендарный продюсер Джон Лики. Говорят, что новый клип будет сниматься в одном из лондонских пабов - в окружении трансвеститов, целующихся парней и скучающих проституток. Говорят, что Леди Диана сбилась с ног, разыскивая записи русской группы со смешным и непонятным названием.

"Они мне безоговорочно нравятся, - считает режиссер Михаил Хлебородов, снявший первые клипы "Мумий Тролля". - Я много наблюдал Илью в жизни и перед камерой.- Мне кажется, он еще не раскрылся и на одну тысячную своих возможностей".

Летом "Мумий Тролль" проводит концертный тур по Дальнему Востоку А 31 декабря Лагутенко собирается устроить шоу на стадионе в "Лужниках". На очереди "Уэмбли". Но точно известно одно - в августе группа садится в лондонскую студию на запись нового альбома. Дай Бог, не последнего...

Александр КУШНИР
Журнал Harper Bazaar июль-август'97